Заметки

Как задавать детям и подросткам вопросы? Классификация Блума. Часть 1

Как задавать детям и подросткам вопросы? Классификация Блума


Расскажу про одну из техник, которую моя команда использует в развитии школьников при сопровождении их поступления в ведущие университеты мира, и которую могут использовать также родители, педагоги при общении как с маленькими детьми, так и подростками постарше, а также сами абитуриенты, когда выступают наставниками для школьников помладше.

Техника включает в себя задавание вопросов по классификации Блума, поэтапно идущих от самых простых до самых сложных и шаг за шагом ведущих к развитию, интересным дискуссиям и укреплению отношений между собеседниками.

Качество вопросов имеет решающую роль, нежеле сама форма взаимодействия, которой может быть игра, урок, занятие спортом, или просто прогулка/отдых с обсуждением того, что вы видите вокруг.

Для родителей системный подход позволяет раскрыть и развить период “почемучки” у ребенка, на перезапуск которого, в ситуациях когда уже, например “подростку ничего не интересно”, потребуется большее количество ресурсов и сил.

При размышлении над вопросами для детей, обратите внимание на потребности и интересы ребенка или подростка, с которым вы общаетесь, используйте различные категории вопросов (примеры - в следующей заметке), чтобы поэтапно развивать мышление и обучение.


Я помню как был приятно удивлен лет пять назад, когда пришел помогать баскетбольному тренеру (выпускнику Колумбийского Университета, основавшему в Нью-Йорке некоммерческую организацию развивающую детей через игру в баскетбол) в школу номер 57 на Манхеттене проводить баскетбольный класс с учениками средней школы.

Удивлен был тому, что после игры все собрались вместе в классе и стали обсуждать прошедшую накануне игру Национальной Баскетбольной Лиги в формате дебатов с вопросами, которые задавал тренер. Практика заняла всего около 15 минут, но стала хорошим инструментом развития социально-эмоциональных навыков школьников в рамках игры в баскетбол, навыков, позволяющих будущим студентам преуспеть в академической среде и научится вести диалог с оппонентами. Оказалось, что навыки коммуникации и мыслительные процессы можно развивать практически в любых условиях и обстоятельствах.

Важным элементом были не только вопросы, но и их системность со стороны тренера от одного занятия к другому, так как максимальный эффект коммуникация оказывает на развитие тогда, когда вы задаете разнообразные по уровню сложности вопросы. В прошлой заметке я в общих чертах рассказал про классификацию Блума , которую я и моя команда используем в работе со школьниками.

В этой заметке - несколько примеров того, какие вопросы на каком уровне могут задаваться. Помните, что каждому человеку необходимо свое количество времени, чтобы подумать и дать ответ, для развития навыков необходимо не ожидать правильных/неправильных ответов, не торопиться отвечать за другого, а понимать, на каком уровне понимания концепта находится человек и, при необходимости, спускаться на уровни выше или ниже.

Классификация Блума - это система, которая была разработана Бенджамином Блумом (выпускником The University of Chicago, Pennsylvania State University) в 1956 году и впоследствии модифицирована для применения в образовании.

Оригинальная классификация Блума включает шесть уровней когнитивных навыков, которые идут друг за другом по мере их сложности:

1. Запоминание и повторение сказанной информации: что? кто? для чего? почему? На этом этапе, вы в большей степени отвечаете на вопросы, которые задает ребенок или подросток.

2. Понимание: объяснение и интерпретация той же самой информации словами ребенка или подростка. Задавайте вопросы вроде что? кто? что ты увидела? что это было? почему?

3. Применение: использование информации в новых ситуациях, решение проблем и применение знаний. Например, если вам нужно сделать что-либо новое, спросите, что для этого нужно? что бы получилось/получится, если бы мы сделали так?



4. Анализ: выявление связей. Спрашивайте из чего это состоит? Какие здесь плюсы и минусы/сильные или слабые стороны? На какие шаги/части можно разделить это действие или предмет?



5. Оценка: суждение об информации. Узнайте, что по мнению ребенка, или подростка в сложившейся ситуации, или предмете самое главное?

6. Творчество: синтез новых идей, создание продуктов и концепций. Узнайте, какие есть, или могли быть альтернативы? Как бы он(а) объяснила причину полученного результата? Что бы случилось, если бы вы сделали что-то по-другому? Как это можно улучшить в будущем?


Классификация Блума помогает стимулировать более высокие уровни мышления, а не только запоминать информацию, что можно использовать родителям, педагогам, а также самим подросткам, когда они работают с учениками младших классов.
Телеграм-канал «За руку к мечте»: https://t.me/by_the_hand
#детиподростки